№9
декабрь 2010 -
январь 2011

Михаил Кругов

Поэзия? Или что?..

«Манифест Молодёжного клуба поэзии имени Поля Элюара».

Друзья! Как побеги зелёного тополя, прорываясь к солнечному свету, разрывают асфальтовое полотно, так и молодое искусство Союза пробивает себе новые пути сквозь окаменелый покров предрассудков и консервативных взглядов.

…Порвём же со стохастической поэтикой!

И, подобно великим мастерам Возрождения, построим искусство новаторское, титаническое по смелости и размаху, искусство революционное, идущее впереди…

Пусть горят на наших… знамёнах светлые имена Франсуа Вийона, Поля Элюара, Сесара Вальехо и Велимира Хлебникова!

Да здравствует Свободный Поэтический Разум!»

Правда, здорово? Современно? И – актуально?!

А между тем это – всего лишь отрывочек из повести Валерия Алексеева «Светлая личность»; повести о студенчестве, впервые изданной… в 1968 году. Повести в значительной мере автобиографической: автор был тогда «свежевыпечённым» выпускником Московского пединститута им. В. И. Ленина. Учитывая, что он – 1939-го года рождения, – человеком молодым. Эта повесть для многих стала в то время своего рода «учебником жизни»; дала представителям тогдашнего подрастающего поколения, склонным к творчеству, немало поводов для раздумий.

Герои повести – ищут. Ищут со свойственными юности мечтательностью и максимализмом. Что ищут? Да смысл, конечно! Смысл творчества. И смысл бытия… Далеко не все их фантазии сбываются, не все планы реализуются – оказывается, не так уж и проста эта самая жизнь. Кто-то «ломается», а кто-то, выдержав удары судьбы, вновь настойчиво стремится к своей мечте… К чему я – об этом? К чему – цитирование?

А что, собственно, изменилось-то за сорок два с лишком года? По большому счёту – НИЧЕГО. Вот «по мелочам» – многое…

Знаете, по какой ещё причине повесть вызвала серьёзнейший интерес у мыслящей части молодёжи? Один из главных героев, «тёртый калач» Виктор Петушков (кстати – «соавтор» процитированного «Манифеста»), ЧИТАЛ Фрейда! Кое-где в книге проскакивали названия трудов сего великого человека, и даже – завуалированные цитаты… Непонятно? Поясняю: все изданные в 10-е – 20-е годы прошлого века переводы трудов Фрейда (то, что не было сожжено или припрятано владельцами книг) пылились тогда в библиотечных СПЕЦХРАНАХ. И не только Фрейда…

Для полноты понимания – ещё пара примеров. Со стихами Гумилёва я впервые ознакомился в «самиздате». Как сейчас помню: любовно переплетённый сборничек; листочки со «слепым» текстом просвечивают – бумага-то папиросная... Дали на денёк хорошие, ПРОВЕРЕННЫЕ знакомые. А «Цветы зла» Бодлера впервые прочёл – полностью! – записанными каллиграфическим почерком в тетрадке одной «продвинутой» девушки, между стихами Евтушенко и Окуджавы…

Кто-то уже подумал: ну, очередные нудные нравоучения! Опять «отцы и дети»… Да не собираюсь я никого учить или порицать, не предполагаю чего-либо отрицать или восхвалять! Я просто хочу немножко порассуждать о современном молодёжном творчестве – по большей части – поэтическом. В том числе – тверских авторов. Не с позиции критика, литературоведа, филолога… кто там ещё?.. А с позиции ЧИТАТЕЛЯ и любителя поэзии – с более чем полувековым стажем. Потому и такое «вступление»; поэтому – далее – и поподробнее об упомянутых «мелочах».

Что же стало иным для нынешнего молодого поколения, пребывающего примерно в тех же возрастных границах: от меня, восемнадцатилетнего, и до тридцатилетнего – тогда же – автора «Светлой личности»? Попробую – очень приблизительно – проанализировать.

Сразу о доступности информации – в широком понимании. Некоторые примеры из прошлого – личного характера – уже привёл. Книги, конечно же, издавались. Но в потоке идеологизированной макулатуры всех видов – прозы, поэзии, критики, философии (якобы…) и т.д., лишь изредка можно было «выловить» нечто НАСТОЯЩЕЕ. Да, издавали и хорошую поэзию, в частности – несмотря на отдельные комментарии в связи с кончиной Беллы Ахмадулиной – и её сборники. Но: тиражи были мизерны, и уходили они в основном по двум «адресам»… Во-первых – в зарубежные магазины советской книги (нет у нас опальных авторов!). А во-вторых – в спецраспределители: книги, как икру или коньяк, «распределяли» по партийным, советским и прочим «органам»… Для обычных граждан, пытавшихся их приобрести, оставались очереди в книжные магазины накануне «завоза» (да, было и такое!) да «чёрный рынок». Ну, и – всемогущий «блат»…

А нынче – сами знаете: книг (в том числе и настоящей литературы!) – навалом. Правда – цены «кусаются», но зато появился Интернет. И в нём – при желании – можно найти практически почти ВСЁ. Как говорится: ешь – не хочу!

…Меня упрекают: злоупотребляю одним словечком – «тенденция». Но – вынужден. Итак: по моим наблюдениям, господствующая ТЕНДЕНЦИЯ у основной массы стихотворцев (в том числе и тверских) – «НЕ ХОЧУ»… Прочитать что-нибудь о рифмовке, метрике, инструментовке стиха? А зачем? «НЕ ХОЧУ. Я и сам с усам! Я во-още – типа верлибры пишу! И эти ищо… как их… короче – хакки!» Примерно так… О верлибре или об особенностях японской поэзии им, кстати, почитать тоже как-то недосуг. Ну, всё, как в «бородатом» анекдоте: «Чукча – не читатель. Чукча – писатель!!!»

Но всё же кое-что – читают. А именно: себя, любимых, и своих друзей. Насколько мне известно, в «Стихах.ру» зарегистрировано более полумиллиона авторов – то есть примерно каждый трёхсотый житель России, включая грудничков и глубоких стариков. А Интернет ведь пока не всем доступен… Нет, конечно, – и там есть немало действительно НАСТОЯЩИХ стихотворцев – да только процент их ничтожно мал. И вот натыкаешься на какую-нибудь очередную муру, а следом – «рецензии». Какие? Да преимущественно следующего содержания: «Ах, как красиво!», «Замечательно!!!», «Обалденно!..», «Хочется читать и перечитывать...», и т.д., и т.п. А часть «критиков» там же втыкают и свои убогие вирши, на которые их якобы «вдохновил» рецензируемый стих, и получают в ответ не менее восторженные отзывы от автора первого «шедевра»…

Хуже того: и у неплохих авторов бывают промашки, но... Примерно недели две назад обнаружил у одной дамы, имеющей своё «лицо» (что редкость!), свежее стихотворение, а к нему более двух десятков – пардон, – слюнявых комментариев, на которые она аккуратно и в том же ключе отвечала. И всё бы ничего, да во второй строке стихотворения – очевидная «плюха». Какая – не суть. Главное: НИКТО не заметил! Такая вот критика… Аналогичная картина и в ряде литературных групп, созданных в социальных сетях, – в частности, «В Контакте». Ну, и чем это чревато, – в первую очередь для авторов? Да неадекватной самооценкой – со всеми вытекающими из этого последствиями…

Но – я несколько отвлёкся от темы. Что же ещё изменилось за прошедшие годы? И что это были за годы – те годы, когда родилось и росло нынешнее молодое поколение?

Начало 80-х: беспрерывные похоронные процессии по Красной площади – и пустеющие полки во всех магазинах; «развитой социализм» – и «колбасные» электрички; всеобщий «одобрямс!» – и кухонные шепотки; «негодяи диссиденты» – и (сквозь глушилки…) «Голос Америки» да «Радио Свобода»… А как выражали своё отношение к повседневности граждане великой державы? Правильно – матерком! Чем дальше, тем громче; все – без исключения! – слои населения; невзирая на присутствие детей…

Вторая половина 80-х – перестройка, переходящая в перестрелку… Генсек с его «нАчать» и «углУбить»; самые популярные телепередачи – ночные трансляции всевозможных съездов; антиалкогольная кампания с километровыми очередями за спиртным; на магазинных прилавках – пустота (даже закусить нечем, отстояв упомянутую очередь…); утренние очереди – чуть покороче – к газетным киоскам, и миллионные тиражи журналов с публикациями «из стола» да спецхранов… А граждане продолжали «выражать отношение» – и всё громче и громче, да всё цветистее… И детки жадно «впитывали», интенсивно развивая свои языковые возможности…

А те из них, кто уже начали почитывать недоступные ранее произведения, буквально проглатывали, к примеру, «Николая Николаевича» Юза Алешковского. И впадали в восторг: оказывается, ЭТИ слова можно увидеть не только на заборах! А из «киосков звукозаписи» орали в полный голос приблатнённые «шансонье» вперемежку с группой «Гражданская оборона» (или она чуть позже появилась? – впрочем, какая разница!). И словарный запас будущих «творцов прекрасного» всё пополнялся да обогащался…

Наступили «лихие» 90-е. Развал страны; «рынок», оказавшийся на поверку «базаром»; наглый бандитизм и неприкрытая проституция; бешеная инфляция и непривычная безработица; магазины, забитые товарами, и пустые карманы; курева – нет, а водка да пиво – на каждом углу; низкосортная «голливудщина» в кино и полная идиотизация телевидения. В родной язык валом повалили «менеджеры», «ресепсионисты» и прочие «дресс-коды». А граждане-то – всё продолжали… А детки-то – всё подрастали… К началу нового века – подросли! Пребывая в твёрдой уверенности: мы ИМ не ругаемся – мы ИМ разговариваем!

Что имеем в «сухом остатке»? Матерщина, деликатно именовавшаяся ранее «ненормативной лексикой», стала фактически языковой нормой. Примитивная порнуха плавненько слилась с эротикой. Секс и любовь признаны синонимами. Болезненные отклонения от нормальной половой ориентации нежданно-негаданно превратились в некое достоинство. Откровенная похабщина тихой сапой пробралась в «андеграунд». А предназначение «самых умных» определилось окончательно и бесповоротно: ну-ка! – бегом за «Клинским»! И граждан славного города Твери совершенно не удивляют нынче многочисленные рекламные щиты, на которых аршинными буквами выведено: «КЕРХЕР всегда с вами!» Может, и впрямь – «КЕР…» с нами?..

И вполне естественно (увы…), что на этаком «культурном» фоне поколение next, вооружённое смартфонами и ноутбуками, а не знаниями и умениями, безапелляционно заявляет о себе стишками в духе зачина известной песенки: «Я знаю три слова, три матерных слова…» Конечно, должен честно признать: существенная часть (те, кто пообразованнее) знает и побольше слов, некоторые из коих – абсолютно не матерные и оченно даже заковыристые. Не всегда, правда, понимая значения этих слов… Да и со всякими там временами, падежами, склонениями, спряжениями – далеко не все в ладу. О знаках препинания – даже как-то и говорить неудобно… Ну и чо? Зато – ТВОРЦЫ!

Зачастую творят не абы как – а пытаясь обосновать своё стихоплётство невнятным теоретизированием, изредка отдалённо напоминающим «Манифест» Вити Петушкова из «Светлой личности»… Скажете, поди – ну, налил чёрной краски! Существуют же литературные объединения, а там – и учёба, и разборы произведений, и обсуждения! Верно. Есть таковые. В Твери около десятка – при ВУЗах и библиотеках. И практически в каждом райцентре. И – довольно своеобразные – в Интернете, «В Контакте», к примеру. Правда, последние – увы… Там – почти всё так же, как и в «Рифме.ру».

А те лито, что действуют не в виртуале, а реально, в последние годы явно пребывают в кризисном состоянии. Причины – разные, во многом – объективные. Часть постепенно «выкарабкивается», часть – пока нет. Но независимо от этого существует одна, общая для всех, проблема: приток новых молодых талантов. Приходят, конечно, – но единицы… Отчего ж не стремится молодёжь в Лито? Так ведь там же не будут постоянно восклицать: «Ах, как Вы гениально творите!» В общем – читайте выше…

Не хотел я переходить на «конкретику» – приводить названия лито да изданий, говорить об отдельных авторах… Но некоторые исключения сделаю – просто вынужден. Один случай – очень уж показательный! Не так давно выпущен «Литературный альманах AD FUTURAM MEMORIAM» (вып. 2) Клуба искусств «Декадент», что при ТГТУ. И возник вокруг этого альманаха некий… ну, шумок, что ли. Сразу же появилось немало желающих его обсудить – но отчего-то всё больше с уклоном в «осудить»… Причем, насколько я понял, обсуждать-то собирались отнюдь не альманах как целостное издание – концепцию; цели; принципы отбора авторов и произведений. А по простому, по рабоче-крестьянски: берём стихи какого-нибудь N – и долбаем их построчно да побуквенно…

Да, бесспорно, – и такой разбор тоже необходим; но я не об этом. Похоже, причина поголовного желания «раздолбать» альманах несколько в ином – в названии лито. Ах – «Декаденты»?! Ату их, проклятых!!! Попытался разобраться – отчего ж так?.. И кое-что, вроде бы, понял. Что? Процитирую Василия Василевича Розанова – всего одно предложение из статьи более чем вековой давности, так и названной – «Декаденты».

«Декадентство – это ultra без того, к чему оно относилось бы: это – утрировка без утрируемого; вычурность в форме при исчезнувшем содержании: без рифм, без размера, однако же и без смысла "поэзия" – вот decadence».

Много ли такого – «классического» – декадентства в альманахе? Да не очень… Оно, как раз этакое, по большей части в Интернете процветает. О чём же это говорит? Да о том, что и в наших Лито далеко не всё в порядке с «теоретической подготовкой». Ладно… Но может, хоть где-нибудь «всё в порядке»?

Уж не обессудьте – но вновь цитата: «…среди самих студентов бытует точка зрения, что талант сам себя «вытащит»: читать не обязательно. К тому же опыт других «инженеров человеческих душ» будто бы мешает быть оригинальным. Между тем мир не знает писателей, «выезжавших» только на таланте. Иногда делают ложные ссылки на Шукшина, Рубцова, Есенина. Но они лишь «играли» в необразованность, а на самом деле обладали обширными познаниями и использовали опыт предшественников. Ленивые школяры почему-то не вспоминают Пушкина и Достоевского, которые были феноменально образованны. Корнеля, Расина, Мольера знали на языке оригинала». Это – из интервью, данного чуть более трёх лет назад «Российской газете» Борисом Тарасовым, ректором Литературного института им. А. М. Горького...

Не думаю, что за три года что-то существенно изменилось. Тем более, что читал довольно свежие мнения по сему поводу нынешних студентов Литинститута. Ну, и что же делать, коли и в «кузнице литературных кадров» этакая обстановочка? Может – обратиться к старшим собратьям по перу и клавиатуре? Вполне допустимо. Есть среди них серьёзнейшие профессионалы, и их немало. Но вот к кому бы я точно не стал обращаться за помощью – так это к нынешнему руководству ТРО СП России… О царящих последнее время в ТРО нравах сказано в этом году уже немало, и в частности – в очерке Полины Громовой «Грибоедовские мотивы…» в №8 «Культурного слоя».

А я базируюсь в своих умозаключениях ещё и на следующем.

Во-первых – в последние месяцы частенько вижу и слышу, насколько снизился творческий потенциал литературно-музыкального объединения «Роса», руководимого с некоторых пор… секретарём правления ТРО Лосевой.

Во-вторых – презентация шестой поэтической книги «Гармоника» заместителя председателя правления ТРО Горлова, состоявшаяся 18 ноября в Областной библиотеке им. А. М. Горького. Как, вы там не были? Вы даже не знали??? А и не могли знать: сие мероприятие было ЗАКРЫТЫМ, то бишь побывать там довелось лишь тем, кто получил персональные именные приглашения. Интересно, кто ж эти счастливцы?.. Я бы, конечно, пришёл, послушал, посмотрел. Но – не удостоился... Может, оттого, что когда у Горлова вышли ещё только три книги («Гусляр», «Гамлет» и «Грустные песни»), написал пародию – своего рода послание автору, – со следующими заключительными строками:
«Вас Евтушенко похвалил Евгений,
С Пьяновым вы на дружеской ноге…
Но всё ж терзают смутные сомненья:
Три сборника – и все на букву «Г»…»

А «Тверская газета» пародию опубликовала... Вскоре Горлов выпустил четвёртый сборник – «Нежданный человек», потом – «Родина». А тут – на тебе! – «Гармоника»!.. Ну, это так – не более чем мои домыслы…

В-третьих – лежит сейчас на моём столе сборник стихов, претенциозно озаглавленный: «Сфера веры». Автор – профессор Редькин, успешно руководящий ТРО. Читаю… Неторопливо… Больше трёх стихов в день не осиливаю! Опасаюсь – прочту четвёртое, да, как сказано в одном из профессорских «шедевров», потянет «…в омут головой от наших бесконечных бед…». Здоровье – психическое – берегу…

…Что-то я всё о поэзии, да о поэзии. Прозу-то ведь тоже пишут – преимущественно в том же Интернете. В основном – «малые» формы: рассказы, рассказики, нечто вроде эссе. Много… Стиль? Есть, и не один! Читаешь, и с первых же строк в памяти знакомые фамилии всплывают: Довлатов… Зощенко… Сорокин… Хармс… А если проза «женская» – то: Петрушевская… Токарева… а то – и Уварова… Очень модно нынче «фэнтези» создавать; а начнёшь читать – в голове отчего-то крутится: Льюис… Саймак… Толкиен… Ой, чуть не забыл: ещё и про вампирчиков пишут! Так там вообще сплошное «кыно»… И отчего ж оно так? Ну, не знаю… А вы не догадываетесь?

Не могу не коснуться ещё одной проблемы, общей для большинства молодых авторов, – чтения своих произведений вслух. Кстати: что интересно – чем нескладнее да скабрёзнее стишки или рассказики, чем больше в них нецензурщины и дешёвого эпатажа, тем увереннее, внятнее и громогласнее звучат они в авторском исполнении! Примета времени, что ли?.. Но сейчас – не об этом.

Помню – во времена моего студенчества мы неоднократно пытались «положить» стихи на музыкальный фон да на какой-нибудь «видеоряд». Аппаратура тогда была убогая, проблем – масса. Но в конце концов – поняли: не в аппаратуре дело! Чтение под музыку – мелодекламация – требует от исполнителя определённого мастерства, и, даже если он обладает безупречной дикцией и актёрскими данными, далеко не всегда получается. Слишком от многих факторов зависит успех – от акустики и заполнения зала, от той же аппаратуры, от настроя слушателей… да мало ли, от чего ещё. А ведь мы-то читали не собственные стихи, а произведения признанных авторов!

Минуло четыре десятилетия, и… На колу мочало, начинай сначала! Конечно – компьютеры… тюнеры… экраны… слайдфильмы… Чего только не появилось! Правда – куда-то подевалась дикция… И мастерство актёрское отчего-то стало трактоваться так: понацепить на себя побольше побрякушек да обязательно вертеть в руках какие-нибудь «аксессуары». Нет бы – шпаргалку… А то нынешние «мелодекламаторы» ох как часто тексты (собственные!) вспомнить не могут! Сидишь в зале – и периодически хочется крикнуть: «Остановите музыку!» В смысле – всю эту «музыку».

Чтобы не показаться голословным – несколько конкретных примеров, связанных с родным ВУЗом – ТвГУ. При этом уж не обессудьте, постараюсь обойтись минимумом фамилий молодых авторов. Ибо пишу это не для рекламы или антирекламы – только по необходимости!

Итак: презентация мультимедийной книги «Струн души». Замечательные музыкальные номера – песни, инструментальная пьеса. Стихи тоже читали… Хорошие? Плохие? А я до сих пор не знаю. Наверняка были и неплохие. Только вот… «мелодекламация», чтоб ей пусто было. До сих пор перед глазами – притулившаяся бочком на краешке стула, что перед входом в зал, одна из «струнок». В руках – листочек с текстом пляшет, губами шевелит; во взгляде – нескрываемое волнение. Потом, в свою очередь, вышла на сцену. Без бумажки. Начала читать – а голосок дрожит; запнулась. А ещё – и музыка… И ничего я не разобрал. И не только я… А ведь готовился человек, старался! Знаете, как обидно за неё – до сих пор?

Поэтический конкурс «Неоновая муза»; второй – концертный – этап. Чтобы далее не отвлекаться, – о «музыкальных паузах» между «блоками конкурсантов». Это – лучшее, что слышал на этом мероприятии. А остальное… Шальки-вуалетки, свечки-фонарики, лютики-цветочки и прочие прибамбасы. И – «льётся музыка, музыка, музыка…» Результаты? Победитель в номинации «Лучшее стихотворение» – авторша, известная в поэтических кругах под псевдонимом Алексис. Возможно – стихотворение и впрямь лучшее; жюри виднее. А главное – громко читала, «перешибла» музыку! – сказался многолетний опыт выступлений.

В номинации «Лучшая декламация» призёром стал юноша, который оказался чуть ли не единственным, обошедшимся без всяких там «мело…». За «Лучший образ» была награждена хитрющая молодая особа: мало того, что в заключение своего выступления она шлёпнулась – очень натурально – в «поэтический» обморок! Музыка-то звучала только между строфами читавшегося ею стихотворения…

А приз зрительских симпатий достался девушке, выскочившей на сцену в смирительной рубашке и прочитавшей пародийно-хулиганский стишок! Прекрасно понимаю зрителей: на фоне непрерывно звучавших стихов «девчачьей» тематики типа «Мой милый, что тебе я сделала?..», отдельные строки которых хоть и с трудом, но иногда прорывались сквозь пресловутую «музыку», – выступление было действительно симпатичным. Главный призёр – «Лучший поэт университета»? Так это, насколько я понял, по результатам первого этапа – рассмотрения жюри подборки стихотворений, поданной на конкурс в печатном виде…

И ещё одно: по ходу концерта вновь всплыл в памяти вопрос, мучающий меня уже года два. Что за зверь такой – «Содмолит»? Или – «Содмоллит»? Ассоциации – библейско-булгаковские… Приз от него той же Алексис вручили... Стало быть – существует. И правление, оказывается, есть, и председатель оного! И вроде бы изредка (или – часто?) оно собирается, «верстает планы»; возможно даже – принимает некие судьбоносные для Молодых Литераторов решения. В общем, всё как у больших, немолодых литераторов – ТРО СП, к примеру. Интересно: что ж за планы-то такие? И какие решения? Хоть бы краешком глаза глянуть… Но это так – к слову.

Творческий вечер «Иволги», посвящённый выходу одноимённого, уже шестого альманаха. Что сказать? Что хорошо – то хорошо. Вступления и участников альманаха, и гостей вечера. Музыка – и песни, и инструментальная – отдельно. Чтение – и стихи, и проза – отдельно. Кому удобнее с микрофоном – с микрофоном; кому без него – без. Глотки – пардон – не надрывали. Но даже тех, кто читал негромко, было прекрасно слышно. Чувствовалась «школа»! Всего один юноша – из новичков – немножко подкачал с дикцией. Ничего, научится; есть у кого. Попутно отмечу: в зале, в отличие от двух вышеописанных мероприятий, – собралось всего человек сорок, вместе с участниками…

Творческий вечер АТО «Вербалис». Впечатление – неплохое. Как говаривали в наше время – театрализованная литературно-музыкальная композиция. Поэтическое кафе; хозяйка – ведущая; гости соответствующие… Ненавязчивое музыкальное сопровождение – тихие гитарные переборы. Стихи и проза романтического направления – и классика (Байрон, Китс...), и стихи самих молодых авторов. На слух – лишь в одном стихотворении (в чьём – не важно) подметил "втычки". Единственный – с моей точки зрения – недостаток: всё та же неотработанность дикции. Увы – у всех, без исключения, исполнителей. По той же причине, даже если б захотел, не смог бы перечислить выступавших: Полина Громова представила их тоже невнятной скороговоркой. Но дикция, в конце концов, – дело наживное.

Поразило-то совсем другое – то же, что и на вечере «Иволги»… В уютном и вместительном славянском зале Горьковки присутствовал, насколько я понял, весь состав "Вербалиса" – 11 (одиннадцать) человек. И ровно столько же зрителей... В том числе – парочка пенсионеров (включая меня), да то ли три, то ли четыре пенсионерки. Кстати, ещё не забыли, как та забавная аббревиатура расшифровывается? «Содружество», вроде? Да ещё и «Молодых Литераторов»! Ну-ну…

Нам в своё время усиленно вдалбливали один завет дедушки Ленина; правда – теперь многие уверены, что он просто новую ручку расписывал. «Учиться, учиться и учиться!..» А может – правильно, что вдалбливали? Учиться-то можно по-разному. Например – чужие ошибки изучать, дабы своих избежать. Или – книжки всякие читать… Кстати – на упомянутом вечере «Вербалиса» Татьяна Ивановна Лобачёва сделала – аж на двух столах – уникальную выкладку: сборники трудов учёных ТвГУ о романтизме; стихотворные антологии зарубежных поэтов-романтиков, поэтов Серебряного века, авторов русского зарубежья; мемуары. Вот только хотя бы полистать их было некому…

…Ладно – пора завершать. Нанести, так сказать, на своё «полотно» последние мазки. Меня за что ещё упрекают? Одно слово чрезвычайно редко использую. Какое? ПОЭТ… Не заметили? Ну, перечитайте, – вроде ни разу не проскочило. Почему – догадываетесь? Правильно: не мне решать, кто поэт, а кто – графоман. И уж извините, уважаемые читатели, – но и не вам тоже. Есть один судья – ВРЕМЯ. Кстати – я не одинок. К примеру, не так давно на Литературной среде в Доме архитектора Жоголева выступала Маргарита Петрова из Андреаполя. Я, конечно, субъективен, – но считаю, что она настоящий ПОЭТ. Так вот: о своих произведениях она говорит: «ну, они очень простые…», а себя именует так: «человек, пищущий стихи»…

Так что давайте-ка будем поосторожнее при «раздаче слонов». Тем более – исторические примеры имеются. Приведу ещё цитату – тоже из Розанова, только – из другого. Был такой блестящий литературовед и уникальный знаток русской поэзии – Иван Никанорович. Родился в 1874 году, дожил до 1959-го. Некоторые его труды были переизданы в послевоенное время лишь единожды – в 1990 году, в сборнике, названном: «Литературные репутации». Итак – небольшой кусочек из его работы «Ранние подражания «Евгению Онегину».

«Поэты с именами из старших по возрасту или из сверстников Пушкина… не откликнулись творчески на такое поразительное и необычайное литературное явление, каким был «Евгений Онегин». Ни Жуковский, ни Козлов, ни лицейские товарищи Пушкина – Дельвиг и Кюхельбекер, ни восходившее новое светило – Языков творчески не восприняли пушкинского романа. Языков писал брату… «Я читал недавно вторую главу Онегина в рукописи – не лучше первой: то же отсутствие вдохновения, та же рифмованная проза».

Каково – такое, да от корифеев? Тогдашних… Ну – Жуковский, ясно – кто. А какой такой Козлов?.. Да тот, от коего ныне в памяти народной лишь «Вечерний звон, вечерний звон…»; только автора практически никто не знает.… А Языков – тот, чей «Пловец»: «Нелюдимо наше море…» и так далее. У него и ещё один «Пловец» есть… Не вспоминается? Неудивительно. А ежели кто сейчас – по ходу чтения – припомнил хоть одно стихотворение Дельвига или Кюхельбекера – от души поздравляю!

Ну и, чисто информационно, – ещё одна цитата – для читателей особо внимательных и любознательных, вникнувших в текст «Манифеста», процитированного в начале.
«Сесар Вальехо, ну кто поверит,
что настолько твои запоздали родные, о
если знать, что хожу я, как пленник,
ну а ты возлежишь на свободе!
О, блистательная и собачья судьба!
Сесар Вальехо, как я нежно тебя ненавижу!».


Своеобразно, не правда ли? Не кажется, что нечто подобное уже не раз читывали? В Интернете, например… Вообще-то – это из стихотворения самого Сесара Вальехо – того, что в «Манифесте» упомянут. Остальных-то, надеюсь, знаете. А его? – уж извините, но – сомневаюсь… Родился он в 1892 году в Перу, а умер в 1938 году в Париже, в крайней бедности. Подробности? Поищите сами… Интернета под рукой нет, что ли?..

В научных статьях принято помешать в конце список литературы. У меня – не научная; но список – дам. Надо же пояснить, на чём основано всё вышеизложенное. А поскольку, повторяюсь, это – не научный труд, то и список специфический.

1. Вышедшие не столь давно коллективные издания.

«Альманах «Семейный альбом #2» Творческое объединение «Книжный клуб», «Берновская осень. Литературный альманах» (№3), «Лирический альманах ТвГУ «Иволга» (VI), «Литературные встречи «Каблуковская радуга». Альманах» (вып. 10), «Литературный альманах AD FUTURAM MEMORIAM» (вып. 2), «Литературный альманах «Меридиан встреч. Поэтический клуб «Роса», «Литературный альманах «Тверь» (№11), «Память отчего дома. Стихи андреапольских поэтов», «Рассветная звонница. Поэтический сборник», «Тверской литературный альманах» (№№ 11, 12).

2. Периодика.

Регулярное чтение ряда тверских «бумажных» периодических изданий, публикующих литературные материалы, в том числе – газеты «Рифма» (№№2 – 11).

3. Интернет.

Сайты тверских газет, информационных агентств, ВУЗов, Областной библиотеки им. Горького; «Рифма.ру»; «Проза.ру»; сайты ряда литературных Интернет-изданий и организаций; персональные сайты, «Живые журналы» и т.п. лиц, имеющих отношение к литературе; в сети «В Контакте» – группы тверских Лито, а также группы: «ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ТВЕРИ», «ТВЕРСКОЙ КЛУБ ЛИТЕРАТУРНЫХ НАЧИНАНИЙ», «ТВЕРСКОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ» и созданного в конце ноября Клуба (Творческого объединения? Сообщества?) «ЖЁЛТАЯ КОФТА» (причём – не только Стены, Темы, Кабинеты, аудио-, видео- и фотоматериалы, но и «открытые» страницы лиц, в них состоящих – включая Заметки).

4. Личное присутствие. Начиная с сентября 2010 года – на большинстве проходящих в Твери творческих вечеров, встреч, конкурсов, концертов, презентаций и прочих мероприятий литературной направленности. Да и раньше частенько хаживал…

Таким образом, я представил вашему вниманию достаточно полный перечень Интернет-групп, объединений, организаций, союзов и т. п., а также отдельных лиц (не названных пофамильно лишь из соображения экономии места), – фактически всех тех, кто может на меня разобидеться. Предполагаю, что вскоре у меня может поубавиться как «Друзей» в социальных сетях, так и количество групп, в коих я там состою. Да и просто знакомых… Но всё же надеюсь на лучший исход. Почему?

Не так давно – по сходному поводу – одна моя хорошая знакомая выразилась предельно чётко и кратко: УМНЫЕ – ПОЙМУТ! Вот на это и рассчитываю… Тем более что их – здравомыслящих, самосовершенствующихся, талантливых, целеустремлённых – среди тверской литературной молодёжи немало. Я бы мог с ходу перечислить не один десяток фамилий – но не ставил перед собой такой задачи – по крайней мере, сейчас.

P. S. Перед тем, как отправить этот текст в редакцию, внимательно его перечитал. И понял: не удаётся сохранить «в чистоте» язык – то и дело «соскакиваю» на жаргоны… Хотел было выправить… – да не стал! Почему?

Недавно попался на глаза анекдот:

«Встречаются две блондинки:

– А чем сейчас занимается Машка?

– Учит литературу!

– Кошмар! Чему она может научить литературу?..»

Может – такой текст будет ближе, понятнее окололитературным «блондинкам» обоих полов? – если, конечно, хоть кто-то из них удосужится его прочитать…

…Думаю – настоящие блондинки на меня не обидятся!

16 декабря 2010 года
Михаил Кругов

[ Назад ]